Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

little my's restless eyes

Янка Дягилева



Почему это прошло мимо меня в 90-е, не понимаю. Великая поэтесса, певица и композиторка - ушла в 24 года и нихрена не успела стать реально великой...
squirrel

(no subject)

Из воды вылазят мцыри -
Штуки три или четыре.
Жутко гласками блестя,
Следом лезет мцырь - дитя.

И как вылез, встрепенулся,
Гласом, зыркнул, оглянулся,
И в догонку за мцырями,
Побежал гремя цепями


Я тоже в детстве не очень понимала, что такое мцырь. Догадывалась, что человек, сбежавший из монастыря и ни за что убивший зверушку, но полагала, что это некое название монастырской должности...

А кем мцырь представлялась вам, дорогие френды?
little my's restless eyes

Жила-была елочная игрушка. Она была такой блестящей, что ей прощали внутреннюю пустоту

Эта фраза полностью подходит к мемуарам Матильды Феликсовны Кшесинской, знаменитой балерины и любовницы Николая II.

Да, я понимаю, что артистке, тем более балетной артистке главное - хорошо играть роль, а быть ли при этом самостоятельной мыслящей личностью или просто великолепно пластичным материалом... Большой вопрос, что лучше.

Но её мемуары - это нечто. Мир вокруг для Кшесинской не существует вообще: нет культурных явлений, помимо даже не балета, а внутрибалетных интриг, нет политики, нет экономики... Если бы я ничего не знала об истории России, я бы даже не поняла, в каком времени живёт эта прекрасная дама! Удивительно скучно, удивительно глупо, удивительно слащаво - хотя писала их уже пожилая женщина, мемуары выглядят как дневник тупенькой институточки. Даже бытовых подробностей, до которых я весьма охоча (что носили, что ели, на чём ездили, как обставляли дома, в какие салонные игры играли и т.п.) так мало, что непонятно, в есть ли что-то вовне балетных дрязг и обожания Ники-царёныша.

Удивительное чтиво, завораживающее именно своей нереальной пустотой :)
little my's restless eyes

Белград. Музей Николы Теслы

Фигура гениального изобретателя меня интересовала давно. Когда я купила билеты в Сербию, я тут же узнала, что в Белграде есть его музей, и ещё скачала книгу Маргарет Чейни "Тесла. Человек из будущего" (хорошая книжка, незанудная, и Тесла представлен человеком с человеческими слабостями и недостатками, а не великим электрическим волшебником). И в Белграде я незамедлительно потащила подругу на улицу Крунска, дом 51, в музей Николы Теслы. Кстати, сам Тесла в Белграде не был никогда )))

IMG_1243

Музей располагается в небольшом особнячке, и экскурсия проходит только на первом этаже.

Collapse )
little my's restless eyes

Арбуз vs рожь

Перечитала намедни "Солёный арбуз" чудесного Владимира Орлова. И почему-то преследовала меня мысль, что это произведение можно и нужно сравнивать с культовым (к сожалению моему культовым) "Ловцом во ржи" не менее чудесного (но исключительно в других произведениях) Джерома Сэлинджера.

Герои обеих книг - очень молодые люди, чуть помоложе в "ржи", чуть постарше в "арбузе". Каждый познаёт треклятые вопросы взросления.

Герой Орлова тоже далеко не идеален: если у Сэлинджера герой вызывает проститутку и тупо с нею болтает, то наш молодой человек таки трахается с девушкой, которую случайно подцепляет на танцах. Зная заранее, что девушку эту кинет.

Но - да, я знаю, романтика труда нынче не в моде! - наш герой, в отличие от заокеанского, честно, сука, работает, а не спускает в унитаз частных школ родительские деньги. На лесоповале, между прочим, работает. И тянется, и стремится - к знаниям, к прекрасному, и не только распускает сопли, но и готов действовать. И за справедливость готов вступиться, даже и кулаками, и просто так по скалам полазать.

В общем, я думала, что слишком поздно прочла "Рожь" - я была уже где-то двадцатилетней взрослой тётей со взрослыми проблемами и почти совсем взрослой ответственностью за других людей; но нет, нифига, "Арбуз" мне это подтвердил: просто герой Сэлинджера действительно тошнотворная избалованная капризная вечно ноющая тряпка...

А может, Сэлинджер так и писал - произведение о тошнотворной избалованной капризной вечно ноющей тряпке? Типа, посмотрите, дети, и не будьте такими тоскливыми долбодятлами?
little my's restless eyes

Julie Otsuka

"The Budda in the Attic"

Рассказ о судьбах японских женщин, "невест по переписке", приехавших в начале XX века в США, чтобы выйти замуж за уже обосновавшихся там японских мужчин. Кому-то повезло, и муж действительно оказался тем, за кого себя выдавал в анкете, кто-то оказался в условиях ничуть не лучших, чем дома - пришлось гнуть спину на сельхозработах или идти в прислугу, а то и в бордели. Их быт, дети, мужья, работа, надежды и разочарования вплоть до интернирования японцев в 1942 году описаны очень необычным образом: литература Джули Оцуки близка к музыке и изобразительному искусству. Это многоголосый хор, где каждый голос выпевает свою партию, но их совместное звучание складывается в цельное полотно; это мозаичное изображение, искусно составленное из отдельных маленьких картинок, каждая со своим содержанием: с близкого расстояния видишь отдельные рисунки, но, отойдя на несколько шагов, с удивлением понимаешь, что это огромный портрет... Очень понравилось как по содержанию - любопытно узнать что-то новое для себя, - так и со стилистической точки зрения.

Вторая книга той же автора, "When Emperor was Divine", написана по-другому, традиционным описательным способом, поэтому мне гораздо меньше понравилась именно литературно: но она интересна как продолжение первой: куда же делись выселенные из своих домов японцы? Я не знала этой части истории США, о том, что японцы, жившие на Тихоокеанском побережье, после нападения Японии на Перл-Харбор были интернированы, свезены в лагеря в центральной части США. При этом смотрели именно на национальность, а не на гражданство: японцы-граждане США также были увезены. Это не было совсем уж людоедской жестокостью типа советских высылок: в лагерях содержали за счет бюджета, учили, вовсе никого не заставляли работать, были, пусть и наспех, но построены жилые бараки, к заключенным относились нормально, хотя и не обошлось без накладок (людям, отправленным в холодный климат, не сообщили, что нужно взять тёплую одежду, например).  Но, конечно, очень тяжело потерять свои дома, свои фермы, увидеть, как соседи, которые с тобой раскланивались ещё вчера, радостно приветствуют выселение, а потом ещё и разворовывают вещи. Люди везде люди...
little my's restless eyes

Мои правила чтения

Флэшмоб! От scary_nymph получена тема "правила чтения". Тема классная, спасибо! Но думала я долго )))

1. Первое и самое главное правило чтения: читать!

Мама записала меня в библиотеку, когда мне исполнилось 4 года. Ну, наверное, не прямо ровно 4 - лето я проводила на даче, - а осенью после того, как четыре исполнилось. К тому моменту я уже уверенно читала сама и могла прочитанное понимать и пересказывать. В библиотеке, кстати, работали такие энтузиасты своего дела, что они заставляли меня при сдаче книг пересказывать вкратце, о чём они! Как меня учили читать, я не помню, но хорошо помню первое осознание того, что я умею читать: оказывается, разные графические символы вывесок "аптека" и "оптика" создают почти одинаково звучащее слово! Конечно, тогда я не мыслила категориями типа графические символы )))) И, видимо, была не в курсе понятия ударения в слове. А первая моя лично прочитанная библиотечная книжка - "Золотой ключик". Толстенький такой был томик, где на каждой странице красивая большая иллюстрация, а под ней немножко напечатанного крупным шрифтом текста...

2. "Ничто так не путает понятий об искусстве, как признание авторитетов", сказал ненавидимый мною писатель Л.Н. Толстой. Второе правило чтения: не покупаться на общественное мнение. Иначе придётся читать стописят оттенков серобуромалинового от чтения может довольно быстро затошнить, если насильно пичкать себя признанной классикой или дико модными новинками.

Collapse )
little my's restless eyes

Злостная пропаганда в центре столицы! Пушкин в объятиях Толстого!



Угол Плотникова и Малого Могильцевского переулков, бывший доходный дом Г.Е. Бройдо. Здание построено в 1907 году архитектором Н.И. Жериховым, кто изваял странные фигуры литераторов во фривольных позах - точно неизвестно.

Модерн такой модерн :)
little my's restless eyes

Взялся за гуж – полезай с возу, а то конь не валялся

Продолжаю с «дневником внеклассного чтения». Книжки сентября:
Вишневский, Януш «Одиночество в сети»
Паллисер, Чарльз «Непогребенный»
Вайль, Петр, Генис, Александр «Родная речь. Уроки изящной словесности»
Орлов, Владимир «После дождичка в четверг»
Хэррис, Джоан «Шоколад»
Collapse )
little my's restless eyes

(no subject)

Навеяло этим и этим

Мне давно хочется, чтобы у человека была возможность блокировать на время некоторые «файлы» в своей памяти. Нажал на кнопочку – и все, ВСЯ информация о Толстом, например, все перекрестные ссылки на нее (включая анекдоты про поручика Ржевского и Наташу – всё-всё, короче) исключены. При этом остальное «культурное наследие», знания, вся прочая прочитанная литература, навыки анализа текста, жанрово-стилистические пристрастия никуда не деваются. Особенно по «классическим» авторам такую приблуду хочется иметь.
И только после этого читать ту или иную книгу. Берешь с полки, а фамилия автора ни о чем не говорит, что там Пупкин-Доу, что Стругацкие с Шекспиром, что толстоевский чехостровским, все равно – никаких ассоциаций.
Потому что иначе, получается, никак не понять, действительно книга нравится, или это вдолбленное в башку учителями и поколениями критиков «это-великий-писатель-это-великий-писатель-это-вели…» Открываешь книгу, уже имея, фактически, мнение.
Оч-чень интересно.
Совсем хорошо бы такие эксперименты с отключением информации проводить на достаточно больших группах, чтоб там и люди с сельской восьмилеткой, и физики, и лирики, и профессиональные литературоведы, в общем, репрезентативненько чтоб.
А то очень уж достает тот факт, что все решено. И вякнуть не смей, что не понравилось – как же, «это-великий-писатель-это-великий-писатель-это-вели…», а кому не понравилось, тот сам дурак, и говорить такие вещи типа стыдно...


UPD: Бугага! Вычитала в "сборнике афоризмов" на листке отрывного календаря: "Ничто так не путает понятий об искусстве, как признание авторитетов". Л.Н.Толстой. О как!