Натриезависимая нутрия (lilmy) wrote,
Натриезависимая нутрия
lilmy

По примеруscary_nymph буду, пожалуй, писать о прочитанных книжках.

Список прочитанного летом:
Галина Щербакова, «Мальчик и девочка»
Ольга Славникова, «Один в зеркале»
Джейн Грин, «Джемайма Д., или счастливыми не рождаются»
Джулиан Барнс, «Love, etc.»
Ирвин Ялом, «Лечение от любви»
Агата Кристи, «Автобиография»
Всеволод Овчинников, «Ветка сакуры. Корни дуба»
Джон Грогэн «Марли и мы»
Стивен Фрай «Moab is my washpot»
Ирина Полянская, «Прохождение тени»



Начну с грустного. Две маститые литературные дамы, Щербакова и Славникова. Никак не могу решить, которая же книжка гаже: «Мальчик и девочка» Щербаковой или «Один в зеркале» Славниковой. Обе писательницы с высокомерным презрением и злобной брезгливостью, паршиво маскируемыми под снисходительную жалостливость, перетряхивают перед читателем несвежее бельишко персонажей: маленьких, непримечательных, несчастливых людей. Впрочем, персонажи ни там, ни там не оживают, и сюжет не интересен… все затмевают своим отношением к людям авторы, эдакие экскурсоводши в крахмальной униформе, указкой тычущие в гнойники персонажей – гляньте, какие уроды...
Но, наверное, противней все-таки Славникова: может, ей платили по счету слов? Иначе зачем все эти бессмысленные стилистические приемы, напиханные по несколько штук в каждую фразу, мешанина слов, не имеющих отношения к рассказу, неоправданно затянутые предложения… Я люблю красивый, образный язык – но тут это искусственное, неуместное кривлянье! Страницы с 20-й я уже читала по диагонали, с половины книжку бросила. Щербакову дочитала, хучь и по диагонали, но сильно жалею, что тоже не бросила.

Книга Джулиана Барнса «Love, etc.» стала для меня подлинным отдыхом после первых двух. Маленькие люди, их повседневные проблемы, их страхи, комплексы и заморочки, любовь и так далее: вроде бы та же человеческая пыль на ветру, но персонажи живые, и автор их любит – не ковыряет брезгливо резиновой перчаткой язвы, а искренне сочувствует – со-чувствует, чувствует вместе с ними. Написано в форме более-менее кратких монологов всех действующих лиц, и характер каждого ясно виден. Есть где посмеяться и есть над чем подумать, а иногда вместе с 23-летней героиней недоумеваешь, как же это «взрослые» умудряются вести себя так по-дурацки… Живая жизнь, в которую окунаешься, чтобы сопереживать, задумываться, улыбаться, грустить. Хорошая книга хорошего автора, мне все книги Барнса понравились, что-то больше, что-то меньше, конечно, но разочарований не было.

Джейн Грин, «Джемайма» - пустенький дамский роман, розовые сопли, размазанные по розовым очкам. Одинокая толстуха, влюбленная в коллегу, заводит роман по Интернету, за пару месяцев худеет со 100+ кг до 54 (можно начинать смеяться, да – это не оптимизм, это идиотизм), за одно посещение парикмахерской и магазина одежды хорошеет так, что ее принимают за кинозвезду (продолжаем смеяться), переживает головокружительный роман и болезненный разрыв со своим Интернет-знакомым (все мужчины в книжке «красивы как боги», разумеется, хохочем дальше), заводит кучу друзей, хорошую работу, ну и хэппи-энд с первой любовью, какой же дамский роман без этого обходился. Жвачка, а не чтение - впрочем, для самолета, когда не можешь уснуть, и вся одна извилина в мозгу уже ватная от джет-лага, и консолидация не то что не сходится, а расползается все больше и больше (не похерить бы только изначальный вариант, ага), а биццо башкой об иллюминатор запрещает стюардесса, - книшко сойдет :))

Ирвин Ялом, «Лечение от любви» - истории психотерапевтической практики. Вот уж, казалось бы, где раздолье для препарирования жалких гадких людишек на манер писательниц Щ. и С.– но нет, это очень светлая книга, жизнеутверждающая и проникнутая подлинной жалостью к людям – жалостью действующей, стремящейся помочь и творящей иногда чудеса. Даже когда Ялом честно признается в неприязни к скучной толстой пациентке, ощущаешь не гнев по отношению к автору, а просто понимаешь, что он тоже человек, сам это знает и не ставит себя выше других. Особенно понравилась новелла «В поисках сновидца» - о переосмыслении своей жизни человеком 65-ти лет. Правильно, что именно этим рассказом заканчивается сборник – это мощнейший заряд надежды, типа, эй, читатель, хоть это и чертовски сложно, но у тебя тоже может получиться что-то изменить! Очень понравилось, пожалуй, поищу еще что-нибудь И.Ялома.

«Автобиография» Агаты Кристи – чтение удивительно приятное и спокойное. Викторианская дама, природная оптимистка, она повествует о своей жизни как о прекрасном приключении, в котором все обязательно закончится хорошо – будь то мировая война, банкротство, развод или поломка автомобиля на загородной дороге. Милые подробности быта ушедших эпох, легкость и юмор, никакого надрыва и выволакивания сора из избы. И понравилось куда больше ее детективов! Один из тех случаев, когда очень хочется, чтобы книжка была в три раза толще, читать и читать, свив на диване гнездо 

Очерки Всеволода Овчинникова о Японии («Ветка сакуры») и Соединенном Королевстве («Корни дуба») – интересные, хотя сейчас уже ставшие, скорее, историческими, нежели актуальными. В целом читается нормально, несмотря на пропагандистские пассажи (по-другому не пропустила бы советская цензура, что уж). Единственное, что резануло: цитаты Энгельса – вторичного, пустого Энгельса, а не гениального Свифта!!! – в повествовании о несчастной судьбе Ирландии.

Книга Джона Грогэна «Марли и мы» - рассказ о собаке (огромном недоумке-лабрадоре) и семье Грогэнов – незатейливая (правда, боюсь, изрядная доля незатейливости на совести переводчика – не может быть, чтобы журналист сам так иногда коряво изъяснялся на родном языке) история пары молодоженов, которые «для тренировки» завели собаку – узнать, могут ли они быть хорошими родителями. Потом в семье появляется трое детей, но собака по-прежнему остается любимцем, несмотря на уничтожаемое имущество и нелепые выходки... Отличная книжка! Впрочем, здесь я, разумеется, пристрастный критик – убежденная собачница, я млею, когда с такой любовью и нежностью – но не сюсюканьем, ни в коем случае не сопливым сюсюканьем! - рассказывают о зверушках.

«Прохождение тени» И.Полянской – это книга-цветомузыка. Сама история девушки из музыкального училища, ее семьи, ее отношений со слепыми сокурсниками – какая-то в общем и необязательная, хотя и замысловатая, и со страстями. Но мне куда больше понравились «лирические отступления»: переплетение образов зрительных и музыкальных прямо завораживает. Пейзажи, вещи – все это у Полянской не только имеет цвета, температуры и фактуры, оно еще звучит, выпевает мелодии. Чудесно написано. Сразу, конечно, остро жаль, что по моим ушам прошлись стада слонов, и что классическую музыку я знаю мало.

Ну и самое-самое. Стивен Фрай – собственно, автобиография, первые 20 лет жизни. Частные школы, осознание себя, много авторских размышлений. Наверное, буду перечитывать еще раз – дома, с Оксфордским словарем под рукой. Потому что, как ни стыдно признаваться, но моего английского хотя и хватает на то, чтобы понять прямое содержание фразы, далеко не всегда достаточно, чтобы уловить всё богатство языка… Но все равно – замечательно!
Ых, где бы еще его книжек на языке оригинала нарыть!
Tags: книжки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments