Натриезависимая нутрия (lilmy) wrote,
Натриезависимая нутрия
lilmy

По примеруscary_nymph буду, пожалуй, писать о прочитанных книжках.

Список прочитанного летом:
Галина Щербакова, «Мальчик и девочка»
Ольга Славникова, «Один в зеркале»
Джейн Грин, «Джемайма Д., или счастливыми не рождаются»
Джулиан Барнс, «Love, etc.»
Ирвин Ялом, «Лечение от любви»
Агата Кристи, «Автобиография»
Всеволод Овчинников, «Ветка сакуры. Корни дуба»
Джон Грогэн «Марли и мы»
Стивен Фрай «Moab is my washpot»
Ирина Полянская, «Прохождение тени»



Начну с грустного. Две маститые литературные дамы, Щербакова и Славникова. Никак не могу решить, которая же книжка гаже: «Мальчик и девочка» Щербаковой или «Один в зеркале» Славниковой. Обе писательницы с высокомерным презрением и злобной брезгливостью, паршиво маскируемыми под снисходительную жалостливость, перетряхивают перед читателем несвежее бельишко персонажей: маленьких, непримечательных, несчастливых людей. Впрочем, персонажи ни там, ни там не оживают, и сюжет не интересен… все затмевают своим отношением к людям авторы, эдакие экскурсоводши в крахмальной униформе, указкой тычущие в гнойники персонажей – гляньте, какие уроды...
Но, наверное, противней все-таки Славникова: может, ей платили по счету слов? Иначе зачем все эти бессмысленные стилистические приемы, напиханные по несколько штук в каждую фразу, мешанина слов, не имеющих отношения к рассказу, неоправданно затянутые предложения… Я люблю красивый, образный язык – но тут это искусственное, неуместное кривлянье! Страницы с 20-й я уже читала по диагонали, с половины книжку бросила. Щербакову дочитала, хучь и по диагонали, но сильно жалею, что тоже не бросила.

Книга Джулиана Барнса «Love, etc.» стала для меня подлинным отдыхом после первых двух. Маленькие люди, их повседневные проблемы, их страхи, комплексы и заморочки, любовь и так далее: вроде бы та же человеческая пыль на ветру, но персонажи живые, и автор их любит – не ковыряет брезгливо резиновой перчаткой язвы, а искренне сочувствует – со-чувствует, чувствует вместе с ними. Написано в форме более-менее кратких монологов всех действующих лиц, и характер каждого ясно виден. Есть где посмеяться и есть над чем подумать, а иногда вместе с 23-летней героиней недоумеваешь, как же это «взрослые» умудряются вести себя так по-дурацки… Живая жизнь, в которую окунаешься, чтобы сопереживать, задумываться, улыбаться, грустить. Хорошая книга хорошего автора, мне все книги Барнса понравились, что-то больше, что-то меньше, конечно, но разочарований не было.

Джейн Грин, «Джемайма» - пустенький дамский роман, розовые сопли, размазанные по розовым очкам. Одинокая толстуха, влюбленная в коллегу, заводит роман по Интернету, за пару месяцев худеет со 100+ кг до 54 (можно начинать смеяться, да – это не оптимизм, это идиотизм), за одно посещение парикмахерской и магазина одежды хорошеет так, что ее принимают за кинозвезду (продолжаем смеяться), переживает головокружительный роман и болезненный разрыв со своим Интернет-знакомым (все мужчины в книжке «красивы как боги», разумеется, хохочем дальше), заводит кучу друзей, хорошую работу, ну и хэппи-энд с первой любовью, какой же дамский роман без этого обходился. Жвачка, а не чтение - впрочем, для самолета, когда не можешь уснуть, и вся одна извилина в мозгу уже ватная от джет-лага, и консолидация не то что не сходится, а расползается все больше и больше (не похерить бы только изначальный вариант, ага), а биццо башкой об иллюминатор запрещает стюардесса, - книшко сойдет :))

Ирвин Ялом, «Лечение от любви» - истории психотерапевтической практики. Вот уж, казалось бы, где раздолье для препарирования жалких гадких людишек на манер писательниц Щ. и С.– но нет, это очень светлая книга, жизнеутверждающая и проникнутая подлинной жалостью к людям – жалостью действующей, стремящейся помочь и творящей иногда чудеса. Даже когда Ялом честно признается в неприязни к скучной толстой пациентке, ощущаешь не гнев по отношению к автору, а просто понимаешь, что он тоже человек, сам это знает и не ставит себя выше других. Особенно понравилась новелла «В поисках сновидца» - о переосмыслении своей жизни человеком 65-ти лет. Правильно, что именно этим рассказом заканчивается сборник – это мощнейший заряд надежды, типа, эй, читатель, хоть это и чертовски сложно, но у тебя тоже может получиться что-то изменить! Очень понравилось, пожалуй, поищу еще что-нибудь И.Ялома.

«Автобиография» Агаты Кристи – чтение удивительно приятное и спокойное. Викторианская дама, природная оптимистка, она повествует о своей жизни как о прекрасном приключении, в котором все обязательно закончится хорошо – будь то мировая война, банкротство, развод или поломка автомобиля на загородной дороге. Милые подробности быта ушедших эпох, легкость и юмор, никакого надрыва и выволакивания сора из избы. И понравилось куда больше ее детективов! Один из тех случаев, когда очень хочется, чтобы книжка была в три раза толще, читать и читать, свив на диване гнездо 

Очерки Всеволода Овчинникова о Японии («Ветка сакуры») и Соединенном Королевстве («Корни дуба») – интересные, хотя сейчас уже ставшие, скорее, историческими, нежели актуальными. В целом читается нормально, несмотря на пропагандистские пассажи (по-другому не пропустила бы советская цензура, что уж). Единственное, что резануло: цитаты Энгельса – вторичного, пустого Энгельса, а не гениального Свифта!!! – в повествовании о несчастной судьбе Ирландии.

Книга Джона Грогэна «Марли и мы» - рассказ о собаке (огромном недоумке-лабрадоре) и семье Грогэнов – незатейливая (правда, боюсь, изрядная доля незатейливости на совести переводчика – не может быть, чтобы журналист сам так иногда коряво изъяснялся на родном языке) история пары молодоженов, которые «для тренировки» завели собаку – узнать, могут ли они быть хорошими родителями. Потом в семье появляется трое детей, но собака по-прежнему остается любимцем, несмотря на уничтожаемое имущество и нелепые выходки... Отличная книжка! Впрочем, здесь я, разумеется, пристрастный критик – убежденная собачница, я млею, когда с такой любовью и нежностью – но не сюсюканьем, ни в коем случае не сопливым сюсюканьем! - рассказывают о зверушках.

«Прохождение тени» И.Полянской – это книга-цветомузыка. Сама история девушки из музыкального училища, ее семьи, ее отношений со слепыми сокурсниками – какая-то в общем и необязательная, хотя и замысловатая, и со страстями. Но мне куда больше понравились «лирические отступления»: переплетение образов зрительных и музыкальных прямо завораживает. Пейзажи, вещи – все это у Полянской не только имеет цвета, температуры и фактуры, оно еще звучит, выпевает мелодии. Чудесно написано. Сразу, конечно, остро жаль, что по моим ушам прошлись стада слонов, и что классическую музыку я знаю мало.

Ну и самое-самое. Стивен Фрай – собственно, автобиография, первые 20 лет жизни. Частные школы, осознание себя, много авторских размышлений. Наверное, буду перечитывать еще раз – дома, с Оксфордским словарем под рукой. Потому что, как ни стыдно признаваться, но моего английского хотя и хватает на то, чтобы понять прямое содержание фразы, далеко не всегда достаточно, чтобы уловить всё богатство языка… Но все равно – замечательно!
Ых, где бы еще его книжек на языке оригинала нарыть!
Tags: книжки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments